понедельник, 19 декабря 2011 г.

С тяжелым сердцем решил продолжить сомнительную традицию подводить киноитоги года. Дело это неблагодарное и довольно бесполезное. Впрочем, если кому и пригодится - будет по-настоящему здорово. Хотя, в целом всё предсказуемо и банально. Но, такой уж выдался год.

Photobucket

1. Сенна
Вполне ожидаемо, в этом году главной лентой для меня стал документальный фильм об Айртоне Сенне. Почти четырехчасовое эпичное полотно о жизни и смерти великого бразильского гонщика. Несмотря на специфическую тематику и довольно внушительный хронометраж, её стоит посмотреть даже людям космически далеким от автоспорта. Наверное, потому что Сенна был фигурой культовой не только в масштабах Формулы-1. Несмотря на то, что на трассе и в жизни он был довольно тяжелым, резким человеком, многие миллионы бразильцев знают его как щедрого мецената, жертвовавшего свое огромное состояние на нужды бедных. Кстати, известно об этом стало только после смерти гонщика. В день похорон Сенны, в Сан-Паулу, траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. А могила Айртона стала настоящим местом паломничества. Она привлекает больше людей, чем могилы Джона Ф. Кеннеди, Мэрилин Монро и Элвиса Пресли вместе взятые. Уверяю вас, это неспроста. Айртон был феноменальным человеком.

Photobucket

2. Меланхолия
Наверное, можно было бы обойтись без лишних слов. Благо, для последней на данный момент ленты Фон Триера у меня в журнале есть даже отдельный пост. Красивейшее полотно о том, что перед лицом неминуемого лучше всего склонить голову и смириться. Отдельное спасибо Ларсу за чудесное перевоплощение Кирстен Данст. Она и до "Меланхолии" была большой умницей, а сейчас будто расцвела. Это хорошо. Нет, даже прекрасно.

Photobucket

3. Марта, Марси, Мэй, Марлен
Обласканная фестивальными критиками лента Шона Дуркина выросшая из парадоксально хорошей короткометражки "Когда последний раз видели Мэри". Красивая девушка по имени Марта (в изображении чудесной Элизабет Олсен) бежит то ли из секты, то ли из тоталитарной коммуны и возвращается к старшей сестре спустя два года жизни вдали от цивилизации. Довольно быстро становится ясно: убежать из секты - это одно, куда труднее - избавиться от своего непростого прошлого. Последнее, дается Марте с особенным трудом. В особенности, если учесть, что прошлое постоянно возвращается пугающими флэшбеками и страшным джипом под окнами. Однозначный must see этого года.

Photobucket

4. Драйв
Синти-поп из динамиков, карамельно-розовые титры, ночной Лос-Анджелес, зубочистка в уголке рта, опереточные гангстеры заседающие в пиццерии, кожаные перчатки, ревущие моторы, долгие паузы в разговорах, молоток в руке. Кажется, что фильму Рефна выдали столь внушительную порцию комплиментов, иные режиссеры столько за всю свою карьеру не получают. Удивительно, но, это вполне заслужено. Правда, шедевр получился не без шероховатостей. Однако, как только начинаешь высказывать претензии, достаточно взгляда на задумчивого Гослинга в красивой блестящей куртке, вопросы снимаются мгновенно.

Photobucket

5. Исходный код
Второй фильм Данкана Джонса по сути своей должен был прояснить, правда ли сын Дэвида Боуи такой большой талант, каким виделся сняв "Луну 2112"? К сожалению, в профильной прессе мнения трагически разделились. Хотя, я всё-таки "за" выданный кредит доверия Джонсу. Да, "Исходный код" получился попроще чем "Луна" и стилистически и в плане сюжета. Например, главного антагониста сам того не ожидая вычисляешь спустя 15 минут после начальных титров. Данкан Джонс явно слишком поосторожничал со своей второй лентой и это, увы, заметно. Вопреки всему, "Исходный код" всё же получился очень крепким. В этом ему, в частности, помогла отличная игра Джейка Джиленнхола и прекрасной Веры Фармиги. На этих двоих посмотреть всегда приятно.

Photobucket

6. Бьютифул
Изнанка солнечной Барселоны: грязные трущобы, иммигранты из Африки и Китая, подпольные цеха, продажные полицейские, крохотные квартиры, огромные мотыльки на облупившемся потолке. Будто совершенно другая реальность, если, например, сравнивать с фильмами великого певца испанской повседневности - Педро Альмодоваром. Мрачная, полная безысходности. Уже за то, насколько жуткой смог показать Барселону Иньяритту, его стоит от души обнять. А история умирающего от рака простаты Уксбаля (Хавьер Бардем), разведенного отца двух детей и мелкого дельца, который на протяжении всей ленты готовится к смерти с переменным успехом, пугающе правдива и оттого чудо как хороша.

Photobucket

7. Супер 8
Джей Джей Абрамс наверное один из самых значимых кидалтов из ныне живущих. Хорошо, что он это сам признает. Его "Супер 8" - это, строго говоря, не блокбастер про гигантского инопланетянина-каннибала или смышленых детей с талантом попадать в передряги. Это, момент, когда, находишь вещи из своего детства: книги, фантики, блокноты с рисунками. Чистая, неприкрытая ничем ностальгия. Абрамс возвращается в свое детство строго оберегая фетиши прошлого. Большие машины, странноватое убранство домов, особый уклад повседневного быта "одноэтажной Америки", приветливых соседей. Хотя, главное - это ощущение, что мир вокруг безграничен и удивителен. И оттого напоминает растянутые на бесконечность школьные каникулы. Пускай с многочисленными трупами и почти настоящей войной.


Photobucket

8. Заражение
В высшей степени человеконенавистнический фильм Стивена Содерберга про смертельный вирус и его удивительные приключения. Главные герои (в их числе лауреаты премии "Оскар") умирают так быстро и внезапно, что не успеваешь удивляться. Самым прекрасным открытием во время просмотра является то, что искренне сопереживаешь не герою Мэтту Дэймону потерявшему жену и сына, ни команде упёртых ученых в составе Лоуренса Фишберна, Кейт Уинслет и Марион Котийяр, а малютке-вирусу, который пытается прикончить все человечество. Увы, тщетно.


Photobucket

9. Субмарина
Остроумная дебютная лента замечательного британского актера и режиссера Ричарда Айода. На минуточку, до этого, Ричард занимался музыкальными видео для Arctic Monkeys, Kasabian, Vampire Weekend и снимался в хороших сериалах "IT Crowd" и "Might Boosh". Ему удалось создать изумительную историю школьника Оливера Тэйта, который ищет признания и витает в романтических грезах, ровно до тех пор, пока не сталкивается с жестокой реальностью. Брак родителей трещит по швам, а роковая красотка Джордана появившаяся на горизонте лишь вносит вселенский сумбур в его медленно разрушающийся уютный мирок. Слов нет, просто великолепно. В комплекте, мрачноватое очарование сельской великобритании. Отдельные благодарности Алексу Тёрнеру за две с половиной отличные песни в качестве музыкального сопровождения к "Субмарине".

Photobucket

10. Полночь в Париже
Говоря прямо, я не очень жалую господина Аллена (да, да, посыпаю голову пеплом). Чем он старше, тем его работы слабее и слабее. Смотреть на это больно, а оценивать некрасиво. "Полночь в Париже" можно было бы назвать проходным алленовским фильмом, если бы не несколько "но". Во-первых, Оуэн Уилсон и его нос. Несмотря на дурацкую привычку играть в плохих комедиях, он на всю оставшуюся жизнь реабилитировал себя играя в фильмах Уэса Андерсона. Во вторую: проблески прекрасного в виде ходячих-штампов в лице Хэмингуэя и четы Фицжеральдов. В-третьих: появление на десять минут Эдриана Броуди с усиками в роли Сальвадора Дали. Пусть и совершенно глупая сцена, но невероятно смешная. Ну и Париж, чёрт возьми.

Да, некоторые ленты были близки к десятке, но по ряду причин не прошли (а некоторые я и вовсе пока не успел посмотреть).

Например, "Линкольн для адвоката". Всем хорош. Положа руку на сердце, даже Меттью Макконахи в нем молодец. Почти не снимает рубашку. Но, не хватило совсем чуть-чуть. "Запрещенный прием" Зака Снайдера обругали все кому не лень, но у меня фильм вызвал у меня исключительно положительные эмоции. В особенности вырезанный эпизод с песнями-плясками в изображении Оскара Айзека и Карлы Гуджино под кавер на "Life is the drug" группы Roxy Music. Видимо, это признак моей тяжелой ментальной болезни.

Про "Воина" с Томом Харди тоже ничего плохого не скажешь. Он, конечно, фантастический талант и за его карьерой следить чертовски интересно.

"Зеленый Фонарь" с Рейнольдсом, "Первый Мститель" с некогда хорошим актером Крисом Эвансом и "Зеленый Шершень" Гондри с Сэтом Рогеном в компании какого-то азиатского поп-певца, увы, как-то чересчур мимо и слишком пресно. Тоже самое относится к "Тору" и "Людям Икс" (хотя за Фассбендера в водолазке, я готов поместить этот фильм в топ-5 не задумываясь). "Железная хватка" Коэнов скорей озадачила, чем порадовала. В общем, киногод выдался как минимум неоднозначным.

В 2012 нас ждут довольно волнительные премьеры: "Девушка с татуировкой дракона" Финчера, заключительный часть Нолановских фильмов про Бэтмена, "Нокаут" Содерберга с прекрасной Джиной Карано (тем кто не знает Джину - гуглить, срочно), "Что-то не так с Кевином" с Тильдой Суинтон, "Кориолан" Рэйфа Файнса (впечатлен настолько, что напишу отдельный пост), "Опасный метод" Кроненберга с Вигго Мортенсеном, Фассбендером и Кирой Найтли, перезапуск франшизы про Человека-паука с Эндрю Гарфилдом и умничкой Эммой Стоун в главных ролях, "Стыд" с упомянутым выше Фассбендером и Кэри Маллиган, "Дж. Эдгар" Иствуда с ДиКаприо и многое-многое другое.

Всего не перечислишь. Глаза разбегаются, руки трясутся. Как бы найти дополнительную жизнь на всё это?

Скрестим пальцы и затаим дыхание.

2 комментария:

  1. Spasibo za podskazku!! ko mne skoro priezhaet mama i ja uzhe sudorozhno vspominala filjmi,kotorie mogu s nej posmotretj...teperj etot spisok popolnilsja e6e paro4koj filjmov:)

    ОтветитьУдалить