четверг, 12 мая 2011 г.

Небольшая история Герты Оберхойзер.

Герта родилась 15 мая 1911 года в небогатой семье инженера в городе Кёльне. Её детство ничем не отличалось от тяжелого детства миллиона других немецких детей того времени. Она достаточно рано решила связать свою жизнь с медициной. Для этого Герта поступила в институт Бонна, а затем, после переезда семьи, продолжила обучение в высшем учебном заведении Дюссельдорфа. При этом, Герте приходилось тяжело работать, чтобы самостоятельно оплачивать свое обучение. В процессе обучения, она регулярно проводит опыты над животными. В 1937 году Герта получает долгожданный диплом врача и приступает к работе в физиологическом институте Бонна. В 1940 году она становится врачом-дерматологом.

Немаловажной деталью является то, что в конце 30-х годов, Герта, как и тысячи её соотечественников вступила в НСДАП. Впоследствии она будет членом национал-социалистического сестринского общества и общества врачей национал-социалистов.

В 1940 году, прочитав случайно попавшееся на глаза объявление в газете о вакансии врача-женщины для "охраняемого лагеря заключения для женщин" Равенсбрюк, безо всякой задней мысли Герта подала свою заявку и неожиданно была принята на работу. В концлагере Равенсбрюк она трудилась с начала 1941 по лето 1943 года. Потом переведена в качестве хирургической ассистентки в больницу Хоенлихена под руководством Карла Гербхардта, где и работала до окончания войны.

На характере медицинских экспериментов над людьми в концлагере Равенсбрюк следует остановиться подробней. Они были прежде всего направлены на исследование жизненных функций человека в экстремальных состояниях. На заключённых концлагеря моделировались ситуации, возникающие во время боевых действий: переохлаждение, обморожения, серьёзные ранения. Соответствующие повреждения наносились подопытным, после чего проводилось лечение с использованием экспериментальных препаратов.

Среди прочих опытов проводилось исследование воздействия сульфаниламида на раневую инфекцию. Толчком к исследованию этого препарата послужила скоропостижная смерть руководителя протектората Богемии и Моравии Гейдриха (по праву заслужившего прозвище "Пражский мясник"), погибшего не столько от полученных при покушении ранений, сколько от развития раневой инфекции. Узницам вводились стафилококки, возбудители газовой гангрены и столбняка, а также одновременно несколько видов бактерий. Надрез делали крайне глубокий, до самой кости, как правило, на верхней части бедра. Часто для большего сходства с реальным огнестрельным ранением в рану вводились дополнительные деревянные, металлические или стеклянные элементы. При этом, врачами скрупулёзно регистрировались появление температуры, болей, раздувание конечностей, появление некроза тканей и развитие смертельного исхода. По результатам этих опытов над живыми людьми, в мае 1943 года Гебхардтом был сделан доклад "Особые эксперименты касательно действия сульфаниламидов" на "третьей конференции по Востоку для врачей — консультантов" военной академии в Берлине.

Кроме того, проводились эксперименты направленные на изучение возможностей трансплантации костной ткани, восстановление костей, мышц и нервов. Суть этих экспериментов заключалась в следующем: персонал лагеря намеренно калечил здоровых женщин, затем врачи накладывали гипс. Для большей наглядности и контроля за ходом эксперимента, вырезали куски живого тела и обнажали кость. Иногда у заключённых ампутировали здоровую ногу, руку или лопатку и отвозили в концлагерь Хоенлихен, где хирурги пытались пришить их к другим подопытным. От этих опытов скончалось пять женщин, шесть были казнены после, так как получили неизлечимые увечья и были сочтены бесполезными. У большей части выживших развились пожизненные осложнения.

Так же проводилась массовая стерилизация евреек и цыганок.

Руководителем этих экспериментов был Карл Гербхардт, а непосредственными исполнителями Фриц Фишер, Людвиг Штумпфеггер и Герта Оберхойзер. Герте Оберхойзер такая работа, очевидно нравилась. Настолько, что она брала на себя часть работы своих коллег, некоторые из которых сторонились проведения опытов на людях. В обязанности Герты также входил отбор женщин-заключённых для экспериментов, ассистирование при проведении калечащих операций, последующее наблюдение за подопытными и исследование проведения абортов на поздних сроков. После соответствующего лечения, Оберхойзер как правило умертвляла подопытных, вводя им различные препараты, что впоследствии представляла как некий акт милосердия. Так же, она занималась проведением сложных экспериментов по трансплантации нервных, мышечных и костных тканей, умерщвляла здоровых детей путём нефтяных и барбитуратных инъекций, ампутировала конечности для исследований.

По свидетельству очевидцев, Оберхойзер воспринимала пациентов скорей как подопытных кроликов, а не как людей.

Герта оказалась единственной обвиняемой женщиной на Нюрнбергском процессе. В ходе процесса она настаивала на том, что женщина не могла совершать такие чудовищные преступления в которых её обвиняли. Она объясняла свои действия в лагере Равенсбрюк тем, что участие в медицинских экспериментах для заключенных было практически единственным шансом на спасение (в случае их выживания, разумеется), так как в случае отказа и активного противодействия подопытным была прямая дорога в газовую камеру.

За военные преступления и преступления против человечности суд приговорил Оберхойзер к 20 годам тюремного заключения. Однако, 31 января 1951 года срок был снижен до 10 лет. А 4 апреля 1952 года она была освобождена досрочно.

После освобождения вначале работала врачом в Штокзее и одновременно в госпитале иоаннитов в Плёне. В 1956 году её узнала одна из бывших заключенных Равенсбрюка. После этого была сразу же уволена из госпиталя иоаннитов. Одновременно ей были предъявлены повторные обвинения судом города Киль. Но, так как за одни и те же преступления нельзя быть осуждённым дважды, обвинения и дальнейший процесс были прекращены. Это вызвало серьезный общественный резонанс и многочисленные акции протеста бывших заключённых концентрационных лагерей в послевоенной Германии. После увольнения из больничных учреждений Герта пыталась открыть частную врачебную практику, однако на фоне непрекращающихся протестов и отрицательного отношения общественности была вынуждена прекратить медицинскую деятельность. Стало понятно, что с таким прошлым вернуться к врачебной деятельности Оберхойзер не сможет.

Герта умерла 24 января 1978 года в небольшом городке Линц-на-Рейне.

Имя Герты Оберхойзер стало нарицательным наравне с именами надзирательницы лагерей смерти Равенсбрюк, Аушвиц, Берген-Бельзен Ирмы Грезе, жены коменданта коменданта концлагерей Бухенвальд и Майданек Ильзы Кох, а так же обер-надзирательницы концлагерей Равенсбрюк и Терезиенштадт - Хильдегард Нойманн.

Думается мне, что феномен женщин нацистской Германии проявлявших натуральную звериную жестокость по отношению к заключенным лагерей смерти - это более чем благодатная почва для изучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий