среда, 14 сентября 2011 г.

Photobucket

25 февраля 1944 года в Париже, в семье эмигранта из России, ювелира Шарля Голденберга и его супруги Югетт Сэвер, родился сын, которого назвали Альбер Франсуа. Казалось бы, мальчику на роду написано продолжить дело отца и стать ювелиром, но обстоятельства сложились несколько иначе. Будучи ещё подростком, Франсуа попал в окружение профессиональных гонщиков и атмосферы гоночных соревнований. Дело в том, что его старшая сестра, Жаклин, влюбилась, а затем и вышла замуж за молодого человека по имени Жан-Пьер Бельтуаз, будучего в то время довольно знаменитым французским авто- и мотогонщиком, успешно гонявшимся и в Формуле-1. С тех пор, Франсуа уже ничего не могло заинтересовать так же сильно как гонки.

Photobucket

Достигнув совершеннолетия, Франсуа попробовал себя сначала в картинге, а затем отправился в прославленную гоночную школу в Монлери. В 1966-м он выиграл свой первый гоночный приз - Volant Shell, обыграв Патрика Дэпайе (кстати, так же, будущего гонщика Формулы-1), и в качестве награды получил оплаченный сезон во французской Формуле-3, где спустя два года он стал чемпионом.

К этому времени он выступал и в гонках Формулы-2, а также на спортивных автомобилях французской марки Matra в различных соревнования. Именно тогда его и приметил знаменитый шотландский пилот Джеки Стюарт, в полной мере оценив мастерство Сэвера на трассе. Весной 1970 года Кен Тиррел, менеджер команды Tyrell, в которой выступал Стюарт, предложил Франсуа место второго пилота взамен Джонни Серво-Гавена, который неожиданно покинул автоспорт из-за серьезных проблем со зрением.

Photobucket

После своего дебюта на Гран-при Голландии в Зандворте на Tyrrell, Франсуа стремительно увеличивал свой темп и приближался к Стюарту фактически с каждой новой гонкой. Он заработал свое первое очко в чемпионате, финишировав шестым на Гран-при Италии в Монце.

В 1971 году с командой Tyrrell, Сэвер финишировал вторым во Франции и Германии, оба раза позади лидера команды Стюарта. Затем в финальном Гран-При сезона в США на обновленной трассе Уоткинс-Глен француз заработал свою первую и единственную победу в Больших Призах.

Photobucket

К слову, Франсуа Сэвер стал всего лишь вторым французом, сумевшим к тому времени выиграть Гран При Формулы-1, и это была высшая точка его карьеры, которая помогла занять третье место в чемпионате 1971 года вслед за Стюартом и Ронни Петерсоном.

Большие надежды Сэвера, Стюарта и Тиррелла не сбылись в 1972 году, когда знаменитый бразильский пилот Эмерсон Фиттипальди и команда Lotus выиграли личный зачет и кубок конструкторов. Сэвер лишь трижды за сезон финишировал в очках - вторые места в Бельгии и США, и четвёртое в его домашней гонке во Франции на трассе Клермон-Ферран. Единственным ярким пятном в разочаровывающем для Сэвера году было второе место в прославленном марафоне "24 часах Ле Мана" за рулем Matra-Simca 670 в паре с новозеландским гонщиком, Хоуденом Генли.

Photobucket

В 1973 году команда Tyrrell смогла вернуться на вершину Формулы-1, и Сэвер показал всем, что он был способен держаться за Стюартом почти в каждой гонке сезона. Он финишировал вторым шесть раз, трижды за Стюартом, который затем признавал, что француз был очень "послушным" напарником. Поскольку Сэвер начал выделяться даже на фоне внушительных гоночных способностей Стюарта, шотландец тайно планировал закончить карьеру после заключительной гонки сезона в США. В результате чего, в сезоне 1974 года Север должен был стать достойным лидером команды Tyrrell.

Но накануне последней, сотой гонки в карьере Стюарта 29-летний француз разбился во время квалификации Гран-при США, сражаясь за первую позицию на старте с Ронни Петерсоном. Произошло это в Уоткинс-Глен, на той самой трассе, где ровно за год до этого Сэвер одержал свою единственную победу в Формуле-1.

Photobucket

Причины его фатальной аварии так и остались не выясненными. По свидетельству южноафриканского пилота Джоди Шектера, который ехал в тот момент следом сразу за Сэвером, Tyrrell француза неожиданно отбросило вправо, болид ударившись об отбойник отлетел в противоположную сторону и, на огромной скорости врезавшись в ограждения, он перевернулся и мгновенно взорвался. Франсуа Сэвер погиб мгновенно. По мнению Джэки Стюарта, причиной этой ужасной аварии могла быть небольшая ошибка Франсуа, чуть шире, чем надо, зашедшего в связку левого и правого поворотов, из-за чего его Tyrrell подбросило на едва заметной кочке. Этой мелочи хватило, чтобы молодой и талантливый гонщик потерял контроль над своим болидом.

Джеки Стюарт был одним из первых на месте аварии Сэвера и говорил позднее: "Они оставили его, потому что он был явно мертв". Кстати, Стюарт так и не вышел на старт своей заключительной гонки из-за смерти Сэвера.

Photobucket

Франсуа Сэверу было 29 лет и 224 дня. Он так и не стал лидером команды Tyrell, не добавил в свою копилку новых побед и полу-позиций, а может быть и чемпионских титулов. И это чертовски несправедливо.

Photobucket

Похоже, я таки начинаю серию записей о гонщиках Формулы-1, которые мне сильно импонируют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий