вторник, 14 июня 2011 г.

Монолог полковника Курца, "Апокалипсис сегодня" (1979 г.). Реж.: Ф.Ф. Коппола.

"Я видел такие ужасы… ты и сам их видел. Но ты не вправе называть меня убийцей. Ты вправе убить меня. Ты вправе это сделать… Но ты не вправе осуждать меня. Тем, кто не знает что такое "ужас", невозможно объяснить словами, что такое "необходимость".

Ужас. У ужаса есть лицо…. И ты должен подружиться с ужасом. Ужас и моральный террор - вот твои друзья. А если нет, тогда они страшные враги. Это настоящие враги.

Помню, когда служил в Спецназе… Кажется это было сто лет назад … Мы пришли в поселок, чтобы сделать детям прививку. Мы ушли после того, как сделали всем детям прививку от полиомиелита, а этот старик - он бежал за нами и плакал. Его глаза заливали слезы.

Мы вернулись и увидели, что вьетконговцы уже побывали здесь и отрубили все руки со следами прививок. Там была целая гора… Целая гора детских рук. Помню я… я… я заплакал… Я выл как старуха. Я хотел вырвать себе зубы. Я не знаю, что мне хотелось сделать. И я хочу помнить об этом. Не хочу забывать никогда.

А потом я понял… это было как выстрел… словно бы меня прострелили алмазом… словно бы алмазная пуля пробила мне лоб. Я подумал: Боже… насколько все это мудро. Мудрость, воля для такого поступка. Безупречная, подлинная, цельная, прозрачная, чистая.

Стало понятно: они сильнее нас. Потому что они смогли поступить так, не будучи при этом чудовищами… Это были обычные люди… подготовленные солдаты… люди, воевавшие со всей самоотдачей, у которых были семьи, дети, которые любили… Но у них была сила… сила так поступить.

Будь у меня десять дивизий таких людей, наши трудности давно были бы позади. В твоем распоряжении должны быть люди, которые знают, что такое мораль… и в то же время способные задействовать свой природный инстинкт убийц без чувства… без страсти… без осуждения… Без осуждения. Нас губит именно осуждение.

Меня беспокоит, что мой сын может не понять, кем я пытался стать. И если меня убьют, я бы хотел, чтобы кто-нибудь поехал в мой дом и все рассказал моему сыну, обо всем, что я сделал, обо всем, что видел. Потому что больше всего на свете я ненавижу зловоние лжи.

Если ты понимаешь меня, Уиллард, ты окажешь мне эту услугу".


Всякий раз, когда смотрю "Апокалипсис сегодня", безо всякого преувеличения испытываю катарсис. Пожалуй, ни одна лента не имеет такого воздействия.

Великий фильм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий